Американский танк M4 Sherman: описание, характеристики и вооружение

Бронетехника Танки

M4 Sherman — это целое семейство американских средних танков, разработанных в США в начале Второй мировой войны. Активно применялись на всех театрах боевых действий глобального конфликта 1939 — 1945 гг. Поставлялись по лэнд-лизу в СССР. За все время выпуска, танк подвергался большому количеству модернизаций, переделок. На базе «Шарманки» (прозвище, данное M4 в Советском Союзе) собирались не только танки, но и инженерные саперные машины, самоходные артустановки, тягачи.

История создания

Проектирование среднего танка М4 началось 1-го февраля 1941, а первые серийные «Шерманы» появились в американской армии уже летом 1942. Столь стремительное развитие событий производит сильное впечатление: к примеру, разработка Т-34 продолжалась около трёх лет, а для создания немецкой «Пантеры» потребовалось почти два года. Кроме того, обе эти машины пришлось затем долго и упорно избавлять от многочисленных «детских болезней», приводивших к частым поломкам подвески, трансмиссии и двигателя, в то время как «Шерман» с самого начала продемонстрировал весьма высокий уровень надёжности ходовой части.

Первым американским средним танком считается М2. Разрабатывался он на государственном Рок-Айлендском арсенале, что по современным меркам выглядит довольно необычно для США. Предполагалось, что именно этот танк станет для американской армии основным, но серийное производство боевой машины, начавшееся летом 1939 года, быстро свернули.

Основной причиной для такого решения стал анализ боевых действий, развернувшихся в Европе после начала Второй Мировой войны. Вооружение танка M2, состоявшее из одной тридцатисемимиллиметровой пушки и шести-восьми пулеметов, становилось явно недостаточным для того, чтобы соперничать с лучшими образцами немецкой бронетехники тех лет. И военные, и конструкторы понимали, что боевой машине требуется намного более мощное орудие.

Обдумывание альтернативного варианта, подразумевавшего создание танка с орудием калибра 75 мм в новой вращающейся башне, началось еще на раннем этапе проектирования M3. Но дальше довольно смутных планов на этом этапе дело не пошло – по всей видимости, руководители Рок-Айлендского арсенала, от которых военные уже начали требовать практических результатов, полагали, что создать танк с пушкой в спонсоне будет намного проще.

Лишь в феврале 1941, после того, как была изготовлена вся необходимая техническая документация на M3 Lee, конструкторы приступили к проектированию M4, будущего «Шермана». Впрочем, этот танк очень многое унаследовал от своего предшественника – ему, в частности, досталась та же самая подвеска, трансмиссия и двигатель, а также значительная часть корпуса. В то же время предусматривалась и возможность установки более мощной силовой установки – для этого объем моторного отделения увеличили.

Экипаж боевой машины уменьшили – на M3 Lee он состоял из семи человек, а на M4 – из пяти. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в передней части танка, а командир, наводчик и заряжающий – в башне.

Выпуском танка занялась фирма Lima Locomotive Works. Серийное производство стартовало в феврале 1942 года. Однако первые машины пошли не в американскую армию, а в Великобританию.

За все время производства выпустили более 50 000 «Шерманов». После советской Т-34, это самый массовый танк в мире.

Особенности конструкции

Танк выполнен, что называется по немецкой схеме компоновки внутренних устройств. Это подразумевает разделение заброневого пространства на три отдела. Кроме того, экипаж боевой машины состоит из 5 человек: механика-водителя, стрелка, командира, наводчика и заряжающего.

Носовая часть

В ней имеются посадочные места для мехвода и стрелка. Там же, что логично, размещены органы управления танком. В верхней лобовой детали, по курсу движения машины, установлен 7,62-мм пулемет, способный вести огонь в ограниченном секторе. Кроме того, в передней части имеют элементы трансмиссии, передающие момент на фрикционы, приводящие танк в движение.

Боевое отделение

В середине танка размещаются остальные танкисты: по сторонам от орудия наводчик и командир, чуть позади — заряжающий. Там же расположена боеукладка с снарядами унитарного заряжания для орудия. На крыше боевого отделения устанавливается башня. На крыше башни имеется зенитный пулемет.

По днищу отделения проходят валы, передающие мощность на трансмиссию. Это привело к увеличению высоты танка. Во всех танках имелась радиостанция, для связи с другими машинами. На некоторых танках устанавливалась дополнительная, повышенной мощность. Использовалась для передач на дальние расстояния.

Моторный отсек

Как ни трудно догадаться в нем размещаются элементы силовой установки танка: двигатель, система охлаждения, топливный и масляные баки. Двигатель звездочного типа установлен вертикально, что негативно сказалось на высоте танка. В крыше моторного отсека имеются отверстия системы охлаждения.

Высота танка часть ставиться ему в минус. По высокой машине проще попасть, её легче заметить и сложно спрятать. Однако, у этого недостатка имеется положительный фактор — большое заброневое пространство.

Экипаж внутри M4 размещается с комфортом, люди не толкаются локтями и не мешают друг-другу. Кроме того, в «Шермане» оказался заложен огромный потенциал для модернизации, что впоследствии продемонстрировали конструкторы, американские и не очень.

Бронекорпус и башня

Корпус М4 собирался из катаных бронелистов, скрепляемых при помощи сварки. Изначально планировалось изготавливать бронекорпус из целиком отлитых элементов, но от этой затеи отказались — слишком усложнялся процесс производства.

Хотя модификация M4A1 собиралась именно из литых частей. Стоит отметить, что броневая сталь «Шерманов» вязкая, не крошилась при попадании и корпус танка легок поддавался ремонту. Вдобавок это приводило к меньшему образованию вторичных осколков в заброневом пространстве, положительно сказываясь на живучести экипажа.

Вооружение

Танки M4 «Шерман» могли оснащаться следующими видами артиллерийских орудий:

  1. Пушка M3 с горизонтальным клиновым затвором. Калибр – 75 мм, ствол длиной в 37,5 калибра. Диапазон угла наклона ствола – от -10 до +25 градусов. Вес орудия – 405,4 кг;
  2. Пушка M Калибр – 76 мм, ствол длиной в 55 калибров. Диапазон угла наклона ствола – такой же, как на M3. Могли устанавливаться несколько вариантов этого орудия – М1А1 с улучшенным балансом, М1А1С с дульным тормозом, М1А2 с укороченным шагом нарезов. Вес этих пушек – от 518 до 578 кг;
  3. Ordnance QF 17 pounder Mk.IV. Британская «семнадцатифунтовая» пушка. Калибр по обычному стандарту – 76,2 мм, ствол имеет длину в 55 калибров. Имеется дульный тормоз. Это орудие устанавливалось на танках, использовавшихся армией Великобритании, американцы его не использовали, хотя оно было лучше, чем М1;
  4. Гаубица М4. Калибр – 105 мм. Ствол длиной в 24,5 калибра. Танки с этим орудием не имели гиростабилизатора и гидропривода механизма вращения башни.

Помимо пушки, танк «Шерман» вооружался тремя пулеметами. Один Browning M1919A4 был спарен с артиллерийским орудием, другой был курсовым. Третий пулемет, крупнокалиберный Browining M2HB, монтировался на крыше башни и предназначался для противовоздушной обороны. В реальных боях, впрочем, его значительно чаще применяли по наземным целям.

Модификации

Серийные линейные модели:

M4

Базовая версия

M4A1

Первый серийный танк, имел литой корпус

M4A2

Версия со спаркой дизельных двигателей. Поставлялся в СССР

M4A3

Имел сварной корпус и форсированный бензиновый двигатель

M4A4

Обладает удлиненным корпусом и силовой установкой A57

MSA5

Название зарезервированное для канадского Ram Tank

M4A6

Сварной удлиненный корпус. Дизельная силовая установка

Опытные машины:

Tank AA

Зенитка со счетверенными 20-мм орудиями. В серию не пошла.

M4A2E4

Вариант с независимой торсионной подвеской.

Специальные танки на базе M4:

Sherman Firefly

Английский «Шерман» с 17-фунтовой пушкой. Количество человек в экипаже – 4

M4A3E2

Штурмовая версия танка с усиленным бронированием лба корпуса. Способен был выдержать попадание 75-мм снаряда из пушки «Пантеры»

Sherman DD

Плавающий танк

Sherman Crab

Английским минный тральщик

РСЗО M4

M4 с установленной системой РСЗО. Боекомплект – 60 ракет. Имелась возможность вести огонь не выходя из танка

Sherman Crocodile

Огнеметный танк

Боевое применение

Как и Т-34, M4 применялся во множестве вооруженных конфликтов по всему миру. Однако, самым широким использованием «Шерманов» прославилась Вторая мировая война. Первоначально танки поставлялись по ленд-лизу странам-союзницам США: Великобритании и СССР.

Позже, когда американцы вступили в войну, операторами М4 были ВС США. Соединенные Штаты активно использовали эти боевые машины в Северной Африке, на Тихоокеанском театре и в Европе, после высадки в Нормандии и Италии.

Боевой путь английских «Шерманов» мало отличался от американских. Это неудивительно, так как зачастую эти две страны действовали сообща. Позже к ним присоединилась Франция. Часть «Эмч» передали остаткам армии этой страны.

Активно поставлялся «Шерман» модификации A2 в СССР. Танки начали поставляться с 1942 года. Советские солдаты положительно отзывались о заокеанских машинах.

Особенно русским танкистам понравилось боевое отделение. Широкое и свободное, оно давало возможность размещаться внутри танка с комфортом, что особенно чувствовалось после тесных Т-34 и КВ. Кроме того, в «Эмче» имелся вентилятор, что особенно ценилось в жаркое время года.

Лэнд-лизный M4A2 в Видне, 1945 г

Достоинства и недостатки

За время ведения боевых действий и в ходе последующей мирной службы танки «Шерман» продемонстрировали следующие положительные качества:

  1. Высокая надёжность ходовой части и её неплохая ремонтопригодность;
  2. Дешевизна изготовления танка при массовом серийном производстве;
  3. «Шерманы» удобны для всех членов экипажа. Внутри машины можно достаточно свободно передвигаться, не прибегая к каким-либо усилиям;
  4. Танк оборудован многочисленными приборами, обеспечивающими отличный круговой обзор. В этом отношении «Шерман»превосходит и советские, и немецкие танки периода Второй Мировой войны;
  5. Орудие стабилизировано в вертикальной плоскости, что намного упрощает прицеливание и увеличивает точность огня, особенно в движении;
  6. Танк оснащен крупнокалиберным пулеметом, неплохо вписавшимся в систему вооружения и полезным не только против самолетов;
  7. Мощный двигатель делает «Шерман» самым подвижным танком в своём классе.

О некоторых их недостатках, свойственных M4, уже упоминалось. Тем не менее есть смысл привести их в общем перечне:

  1. Компоновка трансмиссии явно неудачна. Следовало или отнести коробку переключения передач назад, или же обеспечить иное размещение карданного вала;
  2. Танк М4 – довольно узкий при значительной высоте. Это делает машину недостаточно устойчивой при движении по складкам рельефа местности;
  3. Вооружение танка не унифицировано. 75-мм пушка не обладает необходимой бронепробиваемостью, а орудие М1 так и не получило достаточно мощных осколочно-фугасных снарядов;
  4. Танк не приспособлен для перевозки десанта. Это остро чувствовалось на советско-германском фронте, поскольку в распоряжении Красной армии не имелось еще бронетранспортеров.

Тактико-технические характеристики танка M4

Масса танка, т 30,3
Состав экипажа 5 человек
Длина х Ширина х Высота, см 589 х 261 х 274
Бронирование корпуса: лоб х борт х корма, мм 51 х 38 х 38
Бронирование корпуса: крыша х днище, мм 19 – 25 х 13 – 25
Бронирование башни: лоб х борта х корма, мм 75 х 51 х 51
Маска орудия, мм 51
Крыша башни, мм 25
Устанавливаемые орудия
  • 75-мм M3;
  • 76-мм M1;
  • 105-мм M4/
Боекомплект 97 снарядов
Пулеметное вооружение
  • 12,7-мм M2HB x 1;
  • 7.62-мм M1919A4 x 2.
Виды двигателей Подробное описание в статье
Мощность силовой установки, л.с. 400
Скорость по шоссе и пересеченке, км/ч 48 и 40

Видео о танке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.