Челленджер 2 (англ. Challenger 2) — основной боевой танк сухопутных войск Великобритании. Также состоит на вооружении Вооружённых сил Омана. В 2009 году компания-производитель BAE Systems заявила, что сворачивает производство боевых машин из-за отсутствия государственного заказа на них и невозможности реализовать танки на международном рынке. Однако в 2014 году было объявлено о начале программы модернизации «Челленджера-2» с целью продления его срока эксплуатации до 2035 года. Однако в настоящее время с реализацией этой программы возникли определенные трудности.
В настоящее время Challenger 2 («претендент, бросающий вызов») считается одной из наиболее защищенных боевых машин в мире.
История создания и производства
Принятие на вооружение британской армии танка «Челленджер» не сняло с повестки дня вопроса об основном боевом танке, который пришел бы на замену всех танков «Чифтен». Перевод ОБТ на «Челенджеры» не предполагался, а после поступления этого танка в войска стал вовсе невозможен. На танк обрушилась волна критики, военные отмечали ненадежность танка, неудобство работы экипажа в башне и несовершенную систему управления огнем. Масла в огонь подлил провал танков «Челленджер», которые приняли участие в соревнованиях на Кубок канадской армии в 1987 году.
В этих условиях английское правительство решило объявить тендер на замену в английской армии танков «Чифтен». К этому моменту в Англии у фирмы «Виккерс» не было конкурентов в танкостроении, поэтому к конкурсу были допущены иностранные компании. Немцы предлагали «Леопард-2», американцы — «Абрамс» М1А1, бразильцы предложили танк ЕЕ-Т1 «Озорио», рассматривался и перспективный французский танк «Леклерк».
Выбор любой неанглийской машины грозил крахом всему британскому танкостроению, финансовому краху «Виккерс», а также множеству фирм-субподрядчиков компании, так как в 1988 году производство «Челленджеров» для армии Великобритании подходило к концу, а экспортных заказов на танк не предвиделось. Принятие на вооружение армии иностранного танка могло самым тяжелым образом сказаться на всем британском танкостроении на ближайшие 20—30 лет. В результате этого перед британцами стоял выбор не только и не столько тактический и технический, сколько политико-экономический. Результат этого выбора всем был ясен заранее.

Фаворитом конкурса являлся танк «Челленджер-2» производства компании «Викерс», при этом в 1987 году этот танк существовал лишь на бумаге. Презентация проекта прошла в 1987 году. Главный упор был сделан на изготовление новой башни, орудия и системы управления огнем (СУО). Собственно проект предусматривал исправление всего, что «недомодернизировали» на «Челленджере» в сравнении с «Чифтеном».
В начале 1988 года компания «Виккерс» на собственные средства изготовила 8 опытных башен, первая из которых была готова уже осенью 1988 года. А уже в декабре Минобороны Великобритании заключило контракт на производство и проведение демонстрационных испытаний прототипов танка. Всего было изготовлено 9 опытных танков «Челленджер-2» и 2 башни, которые расстреляли на баллистических испытаниях. К испытаниям танка приступили в 1989 году. А окончательный выбор победителя «конкурса» в 1991 году – танка «Челленджер-2» – чудесным образом совпал с окончанием его демонстрационных испытаний. «Изюминкой» проекта была его башня новой конструкции, при проектировании которой специалисты фирмы «Виккрес» учли опыт разработки башни танка Виккерс Mk.7 и бразильского танка ЕЕ-Т1, башню к которому изготавливали англичане.
Серийное производство танка было налажено на заводах в Лидсе и Ньюкасле, всего же в изготовлении машины принимало участие более 250 компаний-подрядчиков. Первые машины сошли с конвейера летом 1994 года. В этом же году были проведены серьезные испытания надежности машины, во время которых танк эксплуатировался в особенно жестких условиях. «Челленджер-2» успешно прошел их и доказал, что полностью соответствует требованиям, которые выдвигались военными.

Главной «изюминкой» новой машины стала ее башня улучшенной конструкции, по форме она отличается от башни «Челленджера» и имеет меньшую радиолокационную заметность. С появлением самолетов радиолокационной разведки танкостроители стали уделять этому аспекту повышенное внимание. Танк получил новую 120-мм пушку L30 с длиной 55 калибров и хромированием канала ствола для увеличения его ресурса. Конструкторы уделили много внимания повышению кучности и точности стрельбы орудия.
Корпус новой машины внешне практически не отличался от корпуса «Челленджера», однако его конструкция подверглась серьезным улучшениям. Корпус и навесные экраны (как и башня) «Челленджера-2» были выполнены из улучшенной брони типа «чобхэм» (ее состав до сих пор является секретом), которая обеспечивала лучшую противоснарядную защиту.

Тактико-технические характеристики
Размеры
- Длина корпуса, мм: 8300
- Длина с пушкой вперёд, мм: 11570
- Ширина корпуса, мм: 3520
- Высота, мм: 2490
- Клиренс, мм: 500
Бронирование
- Тип брони: противоснарядная, комбинированная «Чобхэм»
Вооружение
- Калибр и марка пушки: 120-мм L30E4
- Тип пушки: нарезная
- Длина ствола, калибров: 55
- Боекомплект пушки: 52
- Углы ВН, град.: -10…+20
- Прицелы: монокулярный телескопический NANOQUEST L30, панорамный перископический стабилизированный SFIM VS-580, тепловизорный ночной TOGS-2, стабилизированный комбинированный SAGEM со встроенным лазерным дальномером Barr & Stroud Nd-YAG
- Пулемёты: 1 × 7,62-мм L94A1, 1 × 7,62-мм L37A2
Подвижность
- Тип двигателя: CV12
- Мощность двигателя, л. с.: 1200
- Скорость по шоссе, км/ч: 56
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40
- Запас хода по шоссе, км: 400
- Запас хода по пересечённой местности, км: 250
- Удельная мощность, л. с./т: 19,2
- Тип подвески: гидропневматическая
- Преодолеваемый подъём, град.: 30
- Преодолеваемая стенка, м: 0,9
- Преодолеваемый ров, м: 2,8
- Преодолеваемый брод, м: 1,1
Остальные параметры
- Боевая масса, т: 62,5
- Компоновочная схема: классическая
- Экипаж, чел.: 4
Боевое применение
Машины данного проекта принимали участие в миротворческих миссиях еще до того как в 2003 году, в количестве 120 единиц, вошли в Ирак. В ходе этой кампании принимали активное участие в боях за Басру.
В том же году британские танки участвовали в танковом бою с иракскими машинами. В результате было ликвидировано 15 иракских Т-55, «Челленджеры» же не понесли никаких потерь.
Также успешно британские машины показали себя в таком показателе, как проходимость. Некоторые проблемы, которые были обнаружены в ходе учений в пустыне «Саиф Сариа 2» за полтора года до начала военных действий, были исправлены путем оборудования запасов фильтров против пыли, чтобы их можно было оперативно менять.