Быстроходные советские танки серии БТ

Бронетехника Танки

Создание легкого танка БТ – это результат развития концепции колесно-гусеничных танков – одного из направлений танкостроения в межвоенный период. Конструкция принципиально нового колесно-гусеничного танка была разработана гениальным американским изобретателем Уолтером Кристи, но его идеи не нашли понимания на родине. Зато его машина практически идеально подходила для тех стратегических планов, которые в те годы рисовали советские полководцы.

Советский Союз выкупил патент у американца, и на основе его идей была создана целая серия легких и быстроходных машин, прекрасно подходящих для ведения маневренной войны. 

Разработка и производство различных модификаций танка БТ позволило отечественному танкостроению встать на ноги, накопить опыт и, в конечном итоге, перейти к производству более мощных боевых машин с противоснарядным бронированием.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-2

История создания танка БТ-2 и его модификаций

Разработка началась 1 июня 1931 года. БТ-2 был создан на базе танка «Кристи», и является его советским развитием.

Проект Кристи вызвал большой интерес у советских военных, он прекрасно вписывался в концепцию Глубокой операции, разработанную в конце 20-х годов видным военным теоретиком Триандафилловым. Изобретение американского конструктора значительно повышало оперативную подвижность танковых соединений, авиационный двигатель, установленный на танк Кристи, позволял ему развивать на шоссе неслыханную скорость – более ста километров в час.

28 апреля 1930 года СССР купил у Кристи два построенных танка за 60 тыс. долларов и все права на изготовление этих машин за 100 тыс. долларов. Сам конструктор приехать в СССР отказался.

Никаких различий между танком «Кристи» и БТ-2 не должно было быть – требовалось создать абсолютно идентичный образец. Это должно было упростить изготовку деталей для производства танка.

Одна из особенностей танка БТ-2 — это колесно-гусеничный ход. Танк мог двигаться как на гусеницах, так и колесах (предварительно сняв гусеницы). Первые 6 образцов должны были построить к 1 ноября 1931 года, но построены были только 3 танка. Планировалось, что три машины будут принимать участие в параде 7 ноября на Красной площади. Но доехали только две машины — третья загорелась и уже никак не смогла принять участие в параде.

Быстро запущенное серийное производство танков в 3000 единиц год никак не ладилось. Танк также имел ряд недостатков с силовой установкой и ходовой частью. А ведь именно скорость была одним из самых лучших достоинств танка! Например, иногда, когда запускали двигатель, он самовозгорался. Из-за проблем с унификацией орудий и башен к БТ-2 не редко устанавливались в башню только два пулемета, а орудия не было.

Несмотря на все свои недостатки, БТ-2 производился два года (1931-1933). И вместо 6 тыс. машин, были произведены только 620. В дальнейшем танк БТ-2 заменен БТ-5.  Тем не менее в войсках БТ-2 эксплуатировался аж до 1944 года, приняв активное участие в начальном периоде Великой Отечественной войны.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-5

БТ-5 имела башню эллиптической формы и большего размера, установленную на расширенный погон. Танк БТ-5 имел 45-мм пушку и пулемет калибра 7,62-мм, спаренный с ней. Корпус «пятерки» практически ничем не отличался от БТ-2.

Выпуск БТ-5 начался в марте 1933 года и продолжался до конца 1934 года. За этот период было выпущено порядка двух тысяч машин. Кроме БТ-5, существовала и модификация БТ-4, но она так и не была запущена в серию.

Основной проблемой всех танков серии БТ было их слабое (противопульное) бронирование. До поры до времени с этой ситуацией мирились: дело в том, что все боевые машины 30-х годов не имели противоснарядной защиты, и это считалось нормой, а танки БТ значительно превосходили свои зарубежные аналоги по маневренным и скоростным характеристикам.

К концу 30-х годов остро встала необходимость создания нового более тяжелого танка, броня которого могла противостоять артиллерийским и танковым снарядам. Однако концепция колесно-гусеничного танка не давала значительно повышать массу машины – не позволял колесный движитель.

Наиболее продвинутой модификацией из всего семейства быстроходных танков стал БТ-7, производство которого началось в 1935 году. В отличие от танка БТ-5, «семерка» имела сварной корпус, более надежный двигатель М-17, на более поздние модификации этой машины стали устанавливать дизельные моторы. Выпуск БТ-7 продолжался до 1940 года. Обзор танка БТ-7 был бы неполон без упоминания об артиллерийской модификации машины, вооруженной 76-мм пушкой. Всего было выпущено более пяти тысяч «семерок» .

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Уже в 1935 году начались работы над более защищенным танком БТ-20 (А-20). Руководство харьковского завода в инициативном порядке начало разработку второй, чисто гусеничной модификации этой машины – танка А-32. В 1938 году А-20 и А-32 были представлены руководству Наркомата обороны. Военные хотели запустить в серию колесно-гусеничный вариант танка, но Сталин лично настоял на испытаниях обеих машин. Полностью гусеничный танк на полигоне показал блестящие результаты и после некоторых доработок был запущен в серийное производство под обозначением, которое сегодня знает весь мир – Т-34.

На базе танков БТ было создано огромное количество различных опытных модификаций (огнеметные, радиоуправляемые, ракетоносные танки), а также множество различных бронированных машин: инженерных, мостоукладчиков, ремонтно-эвакуационных машин.

Тактико-технические характеристики танков серии БТ

Принято считать, что БТ-7, самый совершенный представитель серии, был вне конкуренции в 30-е годы, но к началу Великой Отечественной безвозвратно устарел.

Сравним его параметры со схожим по концепции британским танком «Крусейдер» и немецким Pz.III наиболее современной к 1941 году модификации.

  БТ-7 Mk.VI Crusader Pz.IIIAusf.J
Масса, т 14,2 19,3 21,5
Длина, м 5,6 5,9 5,5
Толщина брони, мм 15-20 18-34 30-50
Максимальная скорость, км\ч 52/72 43 40
Запас хода, км 375/460 255 155
Вооружение 45 мм пушка, 1-3х7,62мм пулемета 40 мм пушка, 2х7,7 мм пулемета 50мм пушка, 2х7,92мм пулемета

Конечно, у БТ-7 были и неустранимые недостатки, вроде тесного корпуса, вызванной применением подвески Кристи. Были и те, которые в принципе можно было победить, вроде отсутствия качественных наблюдательных приборов. Однако пушка калибра 45мм в 1941 году была вполне адекватным оружием, а по подвижности БТ-7 превосходил конкурентов даже без использования колесного хода. «Крусейдер», защищенный немногим лучше советского танка, достаточно успешно использовали еще в африканской кампании.

Очевидно, что потенциал для модернизаций платформа уже исчерпала, но «ограниченно боеспособным» БТ-7 не был. Наоборот, он вполне мог дать немецкой технике достойный отпор.

Лёгкий колёсно-гусеничный танк БТ-7

Даже если помнить о их американском происхождении – именно советским конструкторам удалось довести идеи Кристи «до ума» и создать на основе его прототипов грозную боевую машину. Именно танк БТ (а не «парадный» Т-35), участвовавший во многих войнах, и дошедший до финала Второй Мировой войны, должен был быть символом мощи бронетанковых сил Красной армии.

Видео о танках БТ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.