Оружие Победы: танк Т-34

Легендарный Т-34 по своим тактико-техническим характеристикам считается одним из лучших танков Великой Отечественной войны. Советскому конструктору Михаилу Кошкину удалось создать машину, которая обладала не только внушительной бронёй и большой огневой мощью, но и высокой маневренностью, гусеницы же Т-34 одинаково хорошо расправлялись как со снегом, так и с жидкой грязью. При всех этих достоинствах танк был прост не только в обслуживании, но и в производстве, что также являлось важным фактором в деле Победы над фашизмом.

Немцы прозвали тридцатьчетвёрки Wunderwaffe — «чудо-оружие», встреча с этими современными машинами оказалась для них полнейшим сюрпризом. Ведь в карманном справочнике вермахта о советской бронетехнике рассказывалось только об устаревших образцах. Вот, что о Т-34 в своей книге «Тигры в грязи» писал один из лучших немецких танкистов-асов Отто Кариус:



«Ещё одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки Т-34! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка? Т-34 с его хорошей бронёй, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас?»

Т-34 стал главным конструкторским детищем Михаила Кошкина. В начале 1940-го года Кошкин в своём КБ Харьковского завода практически собственноручно собрал два прототипа танка. Такая обстоятельность конструктора позитивно отразилась на работе всех узлов машины и чуть не сорвала показ техники в Кремле.

Демонстрация нового танка перед высшим руководством страны была намечена на 17 марта, к этому моменту пробег прототипа по нормативам тех лет должен был составлять не менее двух тысяч километров. Но в первых числах этого месяца бронетехника успела пройти всего около тысячи километров. В такой ситуации Кошкин принял волевое решение отказаться от доставки танков по железной дороге и отправиться в Москву своим ходом.

Два прототипа начали свой путь из Харькова в столицу в ночь с 5 на 6 марта. Конструктор сильно рисковал — опытные образцы бронетехники представляли собой государственную тайну. Поэтому Кошкин тщательно закамуфлировал танки, движение же, чтобы не привлекать внимания, осуществлялось не по оживлённым трассам, а по просёлочным дорогам и полям. Прототипы хорошо себя показали на снегу и уже 12 марта были в Москве.

 

17 марта Кошкин представил два своих танка в Кремле. Бронетехника очень понравилась как генералам, так и Иосифу Сталину. В первых числах апреля закончились испытания прототипов на полигоне в подмосковной Кубинке, настало время возвращаться обратно в Харьков. Кошкин решил и на этот раз преодолеть тысячекилометровое расстояние своим ходом, чтобы проверить, как покажут себя танки в условиях весенней распутицы. На обратном пути одна из машин чуть не потонула в болоте, Кошкин промок и сильно замёрз. Его состояние ухудшалось, попавшего в больницу конструктора врачи уговорили согласиться на удаление правого лёгкого, но операция не помогла. 26 сентября на 42-м году жизни Кошкин скончался. Государственную премию СССР первой степени за создание танка Т-34 ему присудили уже посмертно.

Екатерина Шевалье, aif.ru



Тимур Карташов

Понравилась статья? Поделитесь ей в социальных сетях или оставьте комментарий ниже.

Оружие Победы: танк Т-34: 1 комментарий

  • 28.02.2019 в 22:30
    Permalink

    Прочитал вашу статью Екатерина. Ощущение, что вы переписали ее с учебника по истории для школы. Стыдно — это плагиат. До сих пор не могу понять тех авторов, которые пишут о военной технике времен 2-й мировой и не хотят почитать хотя бы литературу, но не ту которую вам подсовывает соотвествующий отдел ФСБ, а самим вам вероятно некогда, надо деньгу зашибать. И не надо говорить что вы не знали и тому подобное. Это ваши проблемы, а вешать лапшу на уши вашей вате может хватит, они уже по горлышко в этой лапше.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.