Тяжелый танк КВ-2

Бронетехника Танки

Разработанный к началу Великой Отечественной, КВ-2 сочетал в себе повышенную огневую мощь с сильной броней. Танк разрабатывался специально для преодоления оборонительных сооружений, однако хорошо зарекомендовал себя и в полевых условиях.

КВКлим Ворошилов, сокращенное название серии тяжелых советских танков, производившихся в 1939-43 годах. Название получено в честь военного и политического деятеля Климента Ефремовича Ворошилова, проявившего себя в годы Гражданской войны.

История создания

К концу 1930-х годов бронетехника Красной армии считалась самой многочисленной в мире. Однако ее основу составляли легкие танки серии БТ и Т-26. Недостаток легких танков — слабая броня, делающая их уязвимыми перед артиллерией. Боевые действия в Финской войне наглядно показали неспособность имевшихся машин преодолевать глубокую оборону противника. Не помогал и предварительный обстрел позиций посредством артиллерии и авиации.

Преодолеть линию Маннергейма не позволила и переброска тяжелых танков Т-28 и Т-35. Несмотря на хорошую броню данные модели не обладали мощным вооружением, способным пробивать бетонные укрепления. Зимой 1939-40 года появился КВ-1, но и он не смог решить поставленную задачу.

В данном контексте решено было создать танк, способный стрелять по укреплениям противника прямой наводкой из мощного орудия. Для этого требовалось оснастить его сильной броней, способный обеспечить машине выход на заданную позицию.

Проект нового танка был разработан на Ленинградском Кировском заводе всего за две недели, что считается подвигом советских инженеров. Им удалось совместить крупнокалиберное артиллерийское орудие с тяжелой танковой броней, создав отличную машину для поражения бетонных укреплений.

Первые образцы появились на фронте уже в январе 1940 года. Нестандартное конструктивное решение позволяло машине подходить к огневым точкам и уничтожать их с расстояния в 200-400 метров. Единственное, что могло эффективно противостоять КВ-2 — противотанковые мины.

Тем не менее КВ-2 дорого заплатил за свою мощную пушку и непробиваемую броню. Его подвижность на марше и в бою была серьезно ограничена из-за проблем со сцеплением, трансмиссией и размещением экипажа, которые он унаследовал от КВ-1. Ситуация усугубилась из-за возросшей массы (53,8-57,9 т в зависимости от модификации), а также из-за использования неусовершенствованного двигателя мощностью 500 л.с.

Большая часть потерь КВ-2 в 1941 году была вызвана отсутствием или дефицитом горючего, из-за чего их приходилось просто бросать. 41-я танковая дивизия лишилась двух третей из своих 33 КВ-2, при этом лишь пять из них были потеряны в бою.

1943 год. История танка КВ-2 обрывается. Цепочка усовершенствований КВ-1 — КВ-85 — ИС-85 — ИС-1 — ИС-2 привела к принятию на вооружение и постепенной замене всех тяжелых танков новой моделью. ИС — Иосиф Сталин появился на фронте как противовес немецким Тиграм.

Танк КВ-2

Конструкция советского тяжелого танка

КВ-2 стал практически первым советским тяжелым танком. Ведь основной недостаток начального варианта КВ — слабая огневая мощь — не позволял дать боевой машине удовлетворительную оценку. Требовалась доработка.

Установка 152 мм гаубицы решила эту проблему. Вносились изменения, связанные с живучестью танка. Броневая защита корпуса и башни постоянно совершенствовалась и в серийном варианте позволяла выдержать любые удары.

Забегая вперед, можно вспомнить оценки, которые получал КВ-2 от немцев. Их удивлению не было предела, когда после боя на одном из КВ-2 насчитали 70 попаданий от снарядов 55 мм и 75 мм пушек. Ни один из них не пробил броню. Уничтожить танк можно было только если, перебив гусеницу, заставить экипаж покинуть машину.

На танк устанавливались башни двух вариантов. Первый называли «КВ с большой башней». Во втором варианте применялась пониженная башня меньшей массы. Но в том и другом случае лобовая броня достигала 75 мм.

Танк КВ-2

Двигатель советского танка

Танк КВ-2 был оснащен дизельным двигателем В-2. Собственно, это не является чем-то особенным. Начиная с 1939 года, после принятия решения о серийном производстве этого двигателя, им укомплектовывались все средние и легкие танки.

Дизельный двигатель В-2

Это был четырехтактный, V-образный, 12-цилиндрованный двигатель мощностью в 500 л.с. Позднее его мощность была доведена до 600 л.с. Уже с этой характеристикой он устанавливался на танк КВ-2.

Тактико-Технические Характеристики КВ-2

Танк КВ-1 Танк КВ-2
Масса танка (т) 43 52
Экипаж (чел) 5 6
Габаритные размеры (мм)
длина 6675 6950
ширина 3320 3320
высота 2710 3250
Клиринс (мм) 450 430
Толщина брони (мм) 40—75 40-75
Калибр орудия (мм) 76 152
Пулеметы 3х7,62 3х7,62
Боекомплект (артвыстрелов) 90 36
Мощность двигателя (л.с.) 500 600
Максим. Скорость 34 34
Запас хода по шоссе (км) 225 250
По бездорожью (км) 180 150
Преодоление препятствий (м)
стена 0,87 0,87
ров 2,7 2,7
брод 1,3 1,6

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • мощная 152 мм гаубица, способная уничтожить любое укрепление;
  • удачный дизельный двигатель В-2, который в последствии устанавливали на все танки;
  • надежная броневая защита, не имеющая аналогов у противника.

Недостатки:

  • слабая, не соответствующая боевой массе ходовая часть;
  • низкая скорострельность по причине раздельного заряжания гаубицы;
  • несовершенная, тяжелая в эксплуатации трансмиссия;

Видео о танке КВ-2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.